moroz fotoМороз Александр Федотович, бывший начальник Норильской железной дороги

Мороз Александр  Федотович прошел путь от кочегара  до  начальника Норильской железной дороги.  Закончил механико-математический факультет Днепропетровского государственного университета.

В беседе с корреспондентом НИА Мороз поделился воспоминаниями о работе в Норильске и, конечно же, об истории Норильской железной дороги.

«Строительство комбината  началось в 1935 году. А уже 12 февраля 1936 официально было объявлено о строительстве Норильской железной дороги. Это была жизненная  необходимость. Начали строить железную дорогу из порта Дудинка до Норильска, участок примерно 100 км. Первые поезда по узкоколейке из Дудинки пошли местами по насыпи. Местами основания насыпи были сделаны просто из снега. Проливали водой в снегу всякие материалы -  хворост, лесные кустарники, и по этому основанию первый поезд  с 500 тоннами  леса пришел в Норильск».

5 jdМост на реке  Амбарной, где стоит узкоколейный паровоз,  строили заключенные и, по словам Мороза, построили шикарно, так, что он до сих пор стоит. Его, конечно, не эксплуатируют, но отремонтировали и сейчас это памятник первостроителям дороги.

«Вообще строительство железной дороги от Дудинки – это было  величайшее дело», - отметил Мороз. 

В 1954 году заслуженный, почетный гражданин Норильска Владимир Николаевич Всесвятский  лично руководил строительством широкополосной колеи. Рельсы разбирали на становой дороге – «Сталинке», проложенной от Игарки в сторону Салехарда. «Из 980 км этой дороги около 800 км  имело рабочее движение. Мосты были, станции и локомотивы. Люди работали. И вот на этой дороге со стороны Игарки и разбирали рельсы. Возили в Дудинку и строили широкую колею – 1520 мм. Тогда по ней  пошли настоящие поезда. Сегодня трудно представить Норильск без железной дороги. Но, на мой взгляд,  самое дорогое, что есть на железной дороге и в Норильске – это люди. Норильская дорога является не только артерией жизнеобеспечения норильского комбината, но и всего Норильского промышленного района», - рассказал Мороз.

И для норильчан, работников комбината, руководство железной дороги в свое время реализовало  беспрецедентную  программу - организовало продажу ж/д билетов  в Норильске по всей стране через спутник. «Мы  сделали  хорошее дело. Я этим горжусь. Это был беспрецедентный случай в СССР,  когда продавали ж/д билеты по каналам спутниковой связи. Понимаете, норильчане прилетают в другие города с Севера и сидят на вокзалах с вещами, семьями, и ждут, когда появятся билеты в продаже. Это же безобразие. Люди должны улететь отсюда и знать что будет дальше», - заявил Мороз, добавив, что помог ему реализовать продажу билетов заместитель министра  путей сообщения СССР Фадеев Геннадий Матвеевич.

«Фадеев прилетает в Норильск. Я его встречаю и говорю: «Вы знаете, у нас очень острый вопрос – продажа ж/д билетов. Нужно организовать продажу билетов здесь».  На что он ответил: «У нас такого в Красноярске нет, в Новосибирске нет».  Но я доказал, что это возможно сделать и, в конечном итоге, мы это сделали, все решили, и через систему «Экспресс-2» запустили продажу билетов  не только в Норильске, но и в Новосибирске, и Красноярске. Все были поражены. Нашу эту тему экспонировали на ВДНХ,  и мы  получили медали за свою работу». 

Назад
-