-
Норильская железная дорога жизни
Норильская железная дорога, по сравнению с тысячекилометровыми железнодорожными магистралями России, до сих пор выглядит крохотной, но это не мешает ей жить напряжённой жизнью. Ежегодно по ней перевозится 15 миллионов тонн самых различных грузов, необходимых для горно-металлургического города. Особенно напряжённо дорога работает в период навигации.
Однако еще в 1936 году из Дудинки в Норильск можно было доехать только на оленьей упряжке.
Начало строительства Норильского комбината обусловило появление железной дороги в суровых северных условиях. В те далекие времена главной трудностью было отсутствие каких – либо дорог и причалов на реках. Доставка грузов для строительства была целой проблемой. Единственным тогда был водный путь, по которому две недели в году по высокой воде поставлялись грузы: через Хатангский залив, р. Пясина, затем в р. Норилка. Корабли разгружались. А от р. Норилка до места везти груз нужно было еще 15 км. Причем, гужевым транспортом.
В необходимости железной дороги от Норильска до Дудинки не сомневался никто: без нее освоение богатств Таймыра было бы невозможно.
В середине июня 1935 года были изучены река Боганида и речка Косая для составления чертежей железной дороги. Норильский комбинат начал строительство узкоколейки.
Первый участок дороги - Норильск (нулевой причал) – Валёк, протяжённостью 14 км - был открыт 12 февраля 1936 года.
25 февраля 1936 года прибыл первый в истории НЖД поезд с техническими грузами и продовольствием.
ПодробнееСтроительство железной дороги – это было величайшее дело
«Много богатств таит в себе дикий полуостров, много богатств сокрыто в горах Нориля. И недалек тот час, когда тишину матовой полярной ночи разрежет губок стального оленя – паровоза»,газета «Советский Тамыр», 10 июля 1932 года.
Дорога, которая выбрала нас
К 75-летию Норильской железной дороги
Машинист автогрейдера Норильской железной дороги Геннадий Локтев, для которого Норильская железная дорога стала главной магистралью в жизни, к 75-летнему юбилею дороги написал песню «Дорога жизни».
Рассказывают очевидцы
Мороз Александр Федотович, бывший начальник Норильской железной дороги
Мороз Александр Федотович прошел путь от кочегара до начальника Норильской железной дороги. Закончил механико-математический факультет Днепропетровского государственного университета.
В беседе с корреспондентом НИА Мороз поделился воспоминаниями о работе в Норильске и, конечно же, об истории Норильской железной дороги.
ПодробнееЯкушин Николай Александрович, хранитель музея истории Норильской железной дороги
На Норильской железной дороге Николай Якушин проработал более 37 лет. Он начал работать в 1976 году и прошел трудовой путь от главного контролера до начальника станции. Сегодня Якушина называют хранителем истории Норильской железной дороги.
Николай Александрович поделился своими знаниями и воспоминаниями с корреспондентом НИА и рассказал о трудностях строительства дороги, о людях, создавших поистине дорогу жизни.
ПодробнееМещеряков Александр Николаевич, руководитель приемной по производственным и социально-трудовым вопросам Норильской железной дороги
Норильская железная дорога 12 февраля 2016 году отметит свое 80-летие. Она на год моложе Норильского комбината. Сегодня об истории строительства узкоколейки и широкополосной дороги рассказывают экспозиции «Музея истории развития Норильской железной дороги», открытого в 2010 году к 75-летнему юбилею в здании железнодорожного вокзала Норильска.
Подробнее