-
Теплоход "Спартак" привез первых строителей Норильского комбината
Рождение Дудинского морского порта и приход первого парохода на север Красноярского края связано со строительством Норильского комбината и началом промышленного освоения севера.
В 1934 году были утверждены запасы месторождений Норильска. На следующий год, 2 июня 1935 года, был подписан секретный приказ «Об организации строительства Норильского никелевого комбината».
А уже 1 июля 1935 года в Дудинку прибыл колесный пароход «Спартак» с первыми специалистами и грузами для стройки, о которой мало кто знал.
Всего в первую экспедицию на север было доставлено порядка 1,2 тысяч человек. Именно они под руководством Владимира Матвеева начали строительство Норильского комбината и Дудинского морского порта. С этой даты ведется отчет.
Стоит напомнить, что при Владимире Матвееве, первом руководителе Норильского комбината, были заложены первые рудники и шахты, построены времянки, электростанция, организована и проведена первая навигация, начато строительство Норильска и прокладка самой северной в мире железной дороги Дудинка-Норильск.
С началом строительства Норильского комбината на Таймыр хлынул поток грузов. Нуждались решительно во всём. Нужны были материалы, оборудование, снаряжение, продовольствие и многое другое. Бесконечные тонны грузов необходимо было доставить к месту строительства, а для этого было всего два пути. Первый - рекой до Дудинки и далее больше 100 км по полному бездорожью до Норильска. Второй гораздо длиннее - до Диксона и далее по Карскому морю до мыса Входного, после по реке Пясина до фактории Валёк на реке Норилка. Этот путь по воде длиннее на 1400 км, но зато от Валька до Норильска оставалось всего 12 - 14 км.
Подробнее3 ноября 1937 года – дата рождения Дудинского порта
3 ноября 1937 года – это не только дата создания Дудинского порта, эта одна из важнейших дат развития Таймыра. Вместе с портом развивалось все - поселок, производство, флот.
Дудинский порт в хронике советских кинолент
Дудинский порт сегодня
Дудинский порт сегодня – это Заполярный транспортный филиал компании «Норильский никель». Крупнейший речной и морской транспортный узел Сибири
Рассказывают очевидцы
Калиновский Михаил Александрович, мастер административно-хозяйственного участка Дудинского порта, хранитель музея
Показывая корреспонденту НИА музей и рассказывая об истории создания уникального порта, он отметил, что в то время, когда подписывался приказ о строительстве Норильского никелевого комбината, пароход «Спартак» уже направлялся в Дудинку: «Этот документ родился немного с опозданием, люди были уже собраны и отправлены сюда.
По некоторым данным строителей было 1200 человек. С первым пароходом «Спартак» шло еще 5 барж с оборудованием и рабочими. Они шли одновременно. Это первый рейс, который привез сюда основных руководителей строек, специалистов».
ПодробнееНиколай Костецкий, ветеран Дудинского морского порта
Свидетелей далекого 1935 года не осталось, и ветеран Дудинского морского порта Николай Костецкий проделал большую работу, чтобы донести до нас исторические события тех лет.
С 1935 года строительство Дудинского порта находится в стадии проектирования. Однако вплоть до 1937-го года жизнь заставляла производить выгрузку судов примитивными методами.
Рождение 40 метров ряжевого причала датировано сентябрем 1935 года, поэтому его эксплуатация началась только в 1936 году. Тогда было принято около 100 тысяч тонн грузов.
Подробнее