yakushinЯкушин Николай Александрович, хранитель музея истории Норильской железной дороги

На Норильской железной дороге Николай Якушин проработал более  37 лет. Он начал работать в 1976 году и прошел трудовой путь от главного контролера до начальника станции.  Сегодня Якушина называют хранителем истории Норильской железной дороги.

Николай Александрович поделился своими знаниями и воспоминаниями с корреспондентом НИА и рассказал о трудностях строительства дороги, о людях, создавших поистине дорогу жизни. 

Рассказывая об истории создания Норильской железной дороги, Якушин отметил, что речь о ней шла еще в 1919 году.  Была описана железная дорога и с инженерной точностью рассчитано,  во сколько обойдется строительство широкой колеи и узкой колеи. «Узкую колею рассчитали в 2-х вариантах. Ширина 600 и 750 мм.  В результате построили 750. Тогда же были нанесены на карту первые два варианта Норильской железной дороги - от Норильска до Усть-Енисейского порта и от Норильска до Дудинки». Решение  о строительстве железной дороги было принято в 1921 году.

О Норильской железной дороге в своем отчете  говорил и первый геолог-исследователь норильских недр Александр Сотников.  «И узкую, и широкую колею построили практически  по тем маршрутам,  которые нарисовал Сотников.  И станция построена там же, где указал Сотников, и назвали Норильск – 1». Все, что написали в 1919 году, осуществилось  через 20 лет».

1

Строительство велось непросто. Как рассказал Якушин, «до 1937 года на строительстве узкоколейки даже тачек не было. Первые колеса для них привезли в Норильск в 1937 году. Все на себе таскали. Но отсыпать полотно без тачек было невозможно.  Для отсыпки дороги брали материал с близлежащих сопок, возвышенностей,  которые находились в 7 км от насыпи. Но по тундре ничего не ехало. Делали специальные  дорожки, по которым  и катали тачки».

Строили дорогу быстро, и одна из причин - это то, что питание и условия жизни в Норильлаге зависели от объемов выработки. «Поэтому хочешь - не хочешь, а заключенные вынуждены были работать, иначе не покушаешь. Строительство узкоколейной железной дороги – это времена Матвеева. Он  давал передовикам дополнительные блага. Поэтому  людям приходилось проявлять смекалку.  В 1936 году были построены мосты  через  4 реки.  Потом, в 1937 году, начали вывозить туда лес на вагонетках. Колея уже была построена. Сооружали паруса, которые помогали по ветру быстрее и легче везти вагонетки», - рассказал Якушев.

Железную дорогу широкой колеи было строить проще: уже была какая-то механизация, а при строительстве узкой колеи механизации не было никакой  - кайло, лом, лопата – вот и все, что  было. 

Назад
-