Якушин Николай Александрович, хранитель музея истории Норильской железной дороги
На Норильской железной дороге Николай Якушин проработал более 37 лет. Он начал работать в 1976 году и прошел трудовой путь от главного контролера до начальника станции. Сегодня Якушина называют хранителем истории Норильской железной дороги.
Николай Александрович поделился своими знаниями и воспоминаниями с корреспондентом НИА и рассказал о трудностях строительства дороги, о людях, создавших поистине дорогу жизни.
Рассказывая об истории создания Норильской железной дороги, Якушин отметил, что речь о ней шла еще в 1919 году. Была описана железная дорога и с инженерной точностью рассчитано, во сколько обойдется строительство широкой колеи и узкой колеи. «Узкую колею рассчитали в 2-х вариантах. Ширина 600 и 750 мм. В результате построили 750. Тогда же были нанесены на карту первые два варианта Норильской железной дороги - от Норильска до Усть-Енисейского порта и от Норильска до Дудинки». Решение о строительстве железной дороги было принято в 1921 году.
О Норильской железной дороге в своем отчете говорил и первый геолог-исследователь норильских недр Александр Сотников. «И узкую, и широкую колею построили практически по тем маршрутам, которые нарисовал Сотников. И станция построена там же, где указал Сотников, и назвали Норильск – 1». Все, что написали в 1919 году, осуществилось через 20 лет».
Строительство велось непросто. Как рассказал Якушин, «до 1937 года на строительстве узкоколейки даже тачек не было. Первые колеса для них привезли в Норильск в 1937 году. Все на себе таскали. Но отсыпать полотно без тачек было невозможно. Для отсыпки дороги брали материал с близлежащих сопок, возвышенностей, которые находились в 7 км от насыпи. Но по тундре ничего не ехало. Делали специальные дорожки, по которым и катали тачки».
Строили дорогу быстро, и одна из причин - это то, что питание и условия жизни в Норильлаге зависели от объемов выработки. «Поэтому хочешь - не хочешь, а заключенные вынуждены были работать, иначе не покушаешь. Строительство узкоколейной железной дороги – это времена Матвеева. Он давал передовикам дополнительные блага. Поэтому людям приходилось проявлять смекалку. В 1936 году были построены мосты через 4 реки. Потом, в 1937 году, начали вывозить туда лес на вагонетках. Колея уже была построена. Сооружали паруса, которые помогали по ветру быстрее и легче везти вагонетки», - рассказал Якушев.
Железную дорогу широкой колеи было строить проще: уже была какая-то механизация, а при строительстве узкой колеи механизации не было никакой - кайло, лом, лопата – вот и все, что было.