Мещеряков Александр Николаевич, руководитель приемной по производственным и социально-трудовым вопросам Норильской железной дороги
Норильская железная дорога 12 февраля 2016 году отметит свое 80-летие. Она на год моложе Норильского комбината. Сегодня об истории строительства узкоколейки и широкополосной дороги рассказывают экспозиции «Музея истории развития Норильской железной дороги», открытого в 2010 году к 75-летнему юбилею в здании железнодорожного вокзала Норильска.
Александр Мещеряков, показывая экспозиции музея и говоря о вехах строительства дороги, рассказал, что идея создания музея принадлежит любителю истории Якушину Николаю Александровичу: «Музей решено было сделать в зале вокзала, сохранив его первоначальный вид. Здесь представлены все структурные подразделения, входящие в состав Норильской железной дороги».
Первый паровоз был запущен 12 февраля 1936 года по узкоколейке от Норильска до Валька. Тогда грузы доставляли по реке Норилка, а дальше - по узкоколейке. Перешивка узкоколейки в широкую колею началась уже в 40-м году. Но узкая и широкая колеи проходили по разным маршрутам».
Показали нам и сохранившуюся карту, на которой указаны обе дороги - и узкоколейка, и широкополосная дорога.
На строительстве Норильской железной дороги работали заключенные. Ее надо было пускать в кратчайшие сроки. Это была дорога жизни. А погода на Севере зимой не позволяла вести строительство круглогодично. Из-за снега на месяцы вставали составы, их заносило с крышей, паровозы бросали до весны, погибали люди. И один из заключенных, Михаил Потапов, изобрел защитные щиты. «Есть его авторские свидетельства. Он спас и железную дорогу, и комбинат в целом. В местах, где дорогу заносило снегом, ставились щиты Потапова. Город задышал. Кстати, их и сейчас используют, в том числе и за границей на дорогах», - отметил Мещеряков.
Сегодня в «Музее истории развития Норильской железной дороги» представлены и авторское свидетельство Потапова, и элементы строения узкоколейки. Для сравнения можно увидеть и часть широкополосной дороги.
Воспроизведена стрелка узкоколейки и другие экспонаты, рассказывающие о строительстве дороги и её жизни.