Николай Костецкий, ветеран Дудинского морского порта
Свидетелей далекого 1935 года не осталось, и ветеран Дудинского морского порта Николай Костецкий проделал большую работу, чтобы донести до нас исторические события тех лет.
С 1935 года строительство Дудинского порта находится в стадии проектирования. Однако вплоть до 1937-го года жизнь заставляла производить выгрузку судов примитивными методами.
Рождение 40 метров ряжевого причала датировано сентябрем 1935 года, поэтому его эксплуатация началась только в 1936 году. Тогда было принято около 100 тысяч тонн грузов.
Чтобы подготовиться к значительному росту грузопотока в Дудинку и на Валек, имея в виду ограниченные сроки обработки судов, руководство стройки решило немедленно приступить к устройству причалов, а для более правильной организации строительных и разгрузочных работ организовать в Дудинке управление порта, а на Вальке – управление гавани.
В мае 1937 года утвердили «Положение о правах и обязанностях должностных лиц – работников Дудинского порта Норильскстроя и ИТЛ НКВД.
В своих трудах Николай Костецкий пишет: «Я тщательно изучил приказ по Норильскстрою и ИТЛ НКВД №320 от 3 ноября 1937 года. Одним из пунктов в нем значилось: “Начальником Дудинской товарной экспедиции ТРО назначить тов. Антонова Семена Анатольевича. Начальником порта на правах помощника начальника экспедиции назначить тов. Ускова Федора Вавиловича... На флоте Усков был не случайным человеком. Экстремальные условия Севера, отсутствие специалистов необходимого профиля и навыков в управленческой работе среди вольных уравняли всех. Не до чинопочитаний – лагерники и вольные выполняли одно общее дело – строили порт».
В ходе расследования Костецкому показались интересными еще два документа: Распоряжение №22447 Л.П.Берии от 8 декабря 1944 года и приказ А.П.Завенягина №564 от 30 декабря 1944 года, вышедший в развитие распоряжения Л.П.Берии, в соответствии с которыми уже существующий порт (приказ №320 от 3 ноября 1937 г. В.З.Матвеева) присоединяется к вновь созданному хозрасчетному управлению по снабжению комбината «Норильскснаб НКВД СССР».
Порт из фазы строительства и обработки судов на временных причалах вышел в эксплуатационный режим. Одновременно со строительством причалов на левом берегу реки Дудинки создается судоверфь для постройки и ремонта собственных судов.
"Заполярный вестник", 03.11.2009