Калиновский Михаил Александрович, мастер административно-хозяйственного участка Дудинского порта, хранитель музея
Показывая корреспонденту НИА музей и рассказывая об истории создания уникального порта, он отметил, что в то время, когда подписывался приказ о строительстве Норильского никелевого комбината, пароход «Спартак» уже направлялся в Дудинку: «Этот документ родился немного с опозданием, люди были уже собраны и отправлены сюда.
По некоторым данным строителей было 1200 человек. С первым пароходом «Спартак» шло еще 5 барж с оборудованием и рабочими. Они шли одновременно. Это первый рейс, который привез сюда основных руководителей строек, специалистов».
Теплоход «Спартак» построили в 1902 году. Его хозяином был Гадалов. Построили в Германии, перевезли Севморпутем, а двигатели покупали в Нижнем Новгороде и собирали в Красноярске. По Енисею пароход сделал всего один рейс, привез первых рабочих. На первом рейсе привезли людей и груз. Часть грузов было потоплено во время шторма.
В приказе народного комиссара внутренних дел Союза ССР Ягоды говорилось: «На строительство комбината отводилось 4 года. Сталин сказал – я в Туруханске сидел, здесь так быстро не получится построить, давайте добавим. Но совнаркомовцы стали отстаивать 4 года, говорили, что не подведут и за 4 года предприятие было создано».
Начальником Норильского строительства и лагеря назначили Матвеева. До Норильска они добирались неделю.
О том, был ли Матвеев на первом теплоходе «Спартак», мнения расходятся, но, как рассказал Калиновский, «по всем документам Матвеев приехал на первом теплоходе в Дудинку. Он уже 2 июля был в Норильске, но перечеркнул 2 число на 1. Матвеев был на этом теплоходе. Самолетом он прилететь не мог».
В 1936 году по приказу Матвеева на должность капитана порта Дудинка был назначен Усков Федор Вавилович, начальником гавани «Валек» - Жарковский.
Калиновский рассказал о том, что «начинался порт Дудинка с катеров, барж, трех кранов. Название двух из них мы до сих пор не можем определить, третий же – Деррик-кран. Их было в стране всего 200 штук, и один попал сюда. Таким портовым флотом мы обладали в начале».
Показывая нам документы, Михаил Александрович отметил: «Это вот отчет хозяйственной деятельности Дудинского порта за 1939 год. Здесь есть сравнение с 1938 годом. В то время пришел Завенягин. Он создал контору, занимающуюся учетом. Согласно его документам, первый год было 1200 работников, 2 год – 2000, 1937 год – около 9000 работников. Но этого было мало для строительства.
3 ноября 1937 года - официальная дата создания Дудинского порта. Тогда не было ни организации, ни структуры, ни индивидуальной ответственности. Была создана товарная база и, в конце концов, в 1944 году мы оказались в Норильснабе.
В 1937 году было подписано положение о правах и обязанностях должностных лиц Дудинского порта. Тогда порт обрабатывал 8 морских и 80 речных судов. Потом их количество дошло до 147 морских и 1237 речных судов в год.
Рассказывая о работе порта в годы Великой Отечественной войны, Калиновский отметил, что с 1942 по 1943 год вся система морского сообщения была парализована. Здесь находилось 12 субмарин фашисткой Германии от Диксона до Лены. «Ждали, что конвой пойдет Северным морским путем, и они охотились, ждали караван. Некоторые суда шли, и их обстреливали. Сейчас до сих пор на островах находят немецкие базы. В реке Лена нашли цистерны с топливом для подводных лодок. Но самое главное они здесь еще и умудрялись добывать руду».
За время работы Дудинского порта случалось всякое. Как вспоминает Михаил Александрович, в 70-х годах, когда было принято решение сделать навигацию круглогодичной, в порт пришло судно «Гижик»: «Вело его пять судов, в том числе ледоколы «Ленин», «Мурманск», «Капитан Белоусов» и «Капитан Воронин». Это были 70-е годы. Выгрузка прошла успешно, но судно легло на борт. Надо было его обкалывать во время стоянки, но его обморозило и оно резко «выпрыгнуло» на причал. Круглогодичная навигация началась только в 1986 году. 1 мая все жители Дудинки встречали два судна «Капитан Сорокин» и «Павел Пономарев».