kalinovskiiКалиновский Михаил Александрович, мастер административно-хозяйственного участка Дудинского порта, хранитель музея

Показывая корреспонденту НИА музей и рассказывая об истории создания уникального порта,  он отметил, что в то время, когда подписывался приказ о строительстве Норильского никелевого комбината,  пароход «Спартак»  уже направлялся в Дудинку: «Этот документ  родился немного с опозданием, люди были уже собраны и отправлены сюда.

По некоторым данным строителей было 1200 человек. С  первым пароходом «Спартак»  шло еще 5 барж с оборудованием и рабочими. Они шли одновременно.  Это первый рейс, который привез сюда основных  руководителей строек, специалистов».

paroxod 1Теплоход «Спартак»  построили в 1902 году. Его хозяином был Гадалов. Построили в Германии, перевезли Севморпутем, а двигатели покупали в Нижнем Новгороде и собирали в Красноярске. По Енисею пароход сделал всего один рейс, привез первых рабочих. На первом рейсе привезли  людей и груз. Часть грузов было потоплено во время шторма.   

В приказе народного комиссара внутренних дел Союза ССР Ягоды говорилось: «На строительство комбината отводилось 4 года. Сталин сказал – я в Туруханске сидел, здесь так быстро не получится построить, давайте добавим.  Но совнаркомовцы  стали отстаивать 4 года, говорили, что не подведут и за 4 года предприятие было создано». 

  

Начальником Норильского строительства и лагеря назначили  Матвеева.  До Норильска они добирались неделю.

prikaz

О том, был ли Матвеев на первом теплоходе «Спартак»,  мнения расходятся, но, как рассказал Калиновский, «по всем документам  Матвеев приехал на первом теплоходе в Дудинку.  Он   уже 2 июля  был в Норильске, но перечеркнул 2 число на 1. Матвеев был на этом теплоходе. Самолетом он прилететь не мог».

В 1936 году по приказу Матвеева на должность капитана порта Дудинка был назначен  Усков Федор Вавилович, начальником гавани «Валек» - Жарковский.   

Калиновский рассказал о том, что «начинался порт Дудинка с катеров, барж, трех кранов.  Название двух из них мы до сих пор не можем определить, третий же – Деррик-кран. Их было в стране всего 200 штук, и один попал сюда. Таким портовым флотом мы обладали в начале».

 

jurnal 1Показывая нам документы, Михаил Александрович  отметил: «Это вот отчет хозяйственной деятельности Дудинского порта за 1939 год. Здесь есть сравнение с 1938 годом. В то время пришел Завенягин. Он создал контору, занимающуюся  учетом.  Согласно его документам, первый год было 1200 работников, 2 год – 2000, 1937 год – около 9000 работников. Но этого было мало для строительства.

3 ноября  1937 года - официальная дата создания  Дудинского порта.  Тогда не  было ни организации, ни структуры, ни индивидуальной ответственности. Была  создана товарная база и, в конце концов, в 1944 году мы оказались в Норильснабе.

В 1937 году было подписано положение о правах и обязанностях должностных лиц Дудинского порта.  Тогда порт обрабатывал 8 морских и 80 речных судов.  Потом их количество дошло до 147 морских и 1237 речных судов в год. 

Рассказывая о работе порта в годы Великой Отечественной войны,  Калиновский отметил, что с 1942 по 1943 год вся система  морского сообщения была парализована. Здесь находилось 12 субмарин фашисткой Германии от Диксона до Лены.  «Ждали,  что конвой пойдет Северным морским путем, и  они охотились, ждали караван. Некоторые суда шли, и их обстреливали. Сейчас до сих пор  на островах  находят немецкие базы. В реке Лена нашли цистерны с топливом для подводных лодок.  Но самое главное они здесь еще и умудрялись добывать руду».

За время работы  Дудинского порта случалось всякое. Как вспоминает Михаил Александрович, в 70-х годах, когда было  принято решение сделать навигацию круглогодичной, в порт пришло судно «Гижик»: «Вело его  пять  судов, в том числе  ледоколы «Ленин», «Мурманск», «Капитан Белоусов» и «Капитан Воронин». Это были 70-е годы.  Выгрузка прошла успешно, но судно легло на борт. Надо было его обкалывать  во время стоянки, но его обморозило и оно резко «выпрыгнуло» на причал. Круглогодичная  навигация  началась только в 1986 году. 1 мая все жители Дудинки  встречали два судна «Капитан Сорокин»  и «Павел Пономарев». 

Назад
-