dudinka1Рождение Дудинского морского порта и приход первого парохода на север Красноярского края связано со строительством Норильского комбината и началом промышленного освоения севера.

В 1934 году были утверждены запасы месторождений Норильска. На следующий год, 2 июня 1935 года, был подписан секретный приказ «Об организации строительства Норильского никелевого комбината».

А уже 1 июля 1935 года в Дудинку прибыл колесный пароход «Спартак» с первыми специалистами и грузами для стройки, о которой мало кто знал.

Всего в первую экспедицию на север было доставлено порядка 1,2 тысяч человек. Именно они под руководством Владимира Матвеева начали строительство Норильского комбината и Дудинского морского порта. С этой даты ведется отчет.

Стоит напомнить, что при Владимире Матвееве, первом руководителе Норильского комбината, были заложены первые рудники и шахты, построены времянки, электростанция, организована и проведена первая навигация, начато строительство Норильска и прокладка самой северной в мире железной дороги Дудинка-Норильск.

С началом строительства Норильского комбината на Таймыр хлынул поток грузов. Нуждались решительно во всём. Нужны были материалы, оборудование, снаряжение, продовольствие и многое другое. Бесконечные тонны грузов необходимо было доставить к месту строительства, а для этого было всего два пути. Первый - рекой до Дудинки и далее больше 100 км по полному бездорожью до Норильска. Второй гораздо длиннее - до Диксона и далее по Карскому морю до мыса Входного, после по реке Пясина до фактории Валёк на реке Норилка. Этот путь по воде длиннее на 1400 км, но зато от Валька до Норильска оставалось всего 12 - 14 км.

1barzhi

Доставку грузов водой осуществляли две организации: Енисейское управление речного транспорта везло грузы по Енисею, а ГУСМП - Карским морем.

В навигацию 1935 года большая часть грузов комбината была направлена именно на Валёк, куда караваны судов благополучно добрались в августе - сентябре.

Причалов в тот год не было нигде кроме Диксона - ни на Вальке, ни в Дудинке. Загруженные суда вставали на значительном расстоянии от берега и люди вручную, по пояс в воде, таскали машины и цемент, продукты и одежду, рельсы и взрывчатку, горючее и медикаменты. Без механизмов были выгружены автомашины ГАЗ - АА и ЗИС - 5, компрессоры и тракторы. Даже два первых паровоза для узкоколейки выгружали вручную. Известно, что только за один день, 28 сентября 1935 года, таким образом было доставлено на берег более 800 тонн грузов. На разгрузку пятитонной баржи отводилось не более пяти суток. Надо было спешить: заканчивалась навигация, и вот-вот должен был начаться ледостав.

Временные склады и другие укрытия для грузов делали тут же, не прекращая круглосуточной разгрузки. Только зимой начали строить капитальные складские помещения, сортировать привезённый груз, организовывать учёт.

072aВсего в первую навигацию по Норилке Карско - Пясинским путём в Норильск пришло 3 каравана грузовых судов. Было доставлено 5404 тонн материалов и оборудования для «Норильскстроя», около 4000 тонн грузов для Таймырского национального округа. Казалось, что транспортная проблема близка к решению. В следующую навигацию планировалось доставить Пясинскими караванами уже более 23000 тонн.

Однако Пясинская навигация 1936 года была настолько неудачна и даже трагична, что после неё от доставки основных грузов через Валёк отказались навсегда.

Из 22700 тонн грузов, направленных на строительство комбината в 1936 году, до порта Валёк было доставлено только 6000 тонн, 1700 тонн возвращены обратно и 15000 тонн застряли на озере Пясино, вблизи мыса Голого, и оставлены там на зимовку. Грузы вмёрзли в лёд в 85-ти км от Валька. Только после ледостава их с невероятным трудом колонной из четырёх тракторов перевезли по зимникам к месту строительства. Через каждые 15 км были установлены палатки для обогрева людей и дозаправки техники. В первую очередь вывезли два узкоколейных паровоза, шесть платформ и двести тонн рельсов для строительства дудинской узкоколейки.

Причалов в портах во вторую навигацию не было, так же как и в первую. Успели построить только 40 метров ряжевого причала в Дудинке, что было каплей в море. Всё опять грузили вручную и только некоторую часть грузов перекладывали на платформы и поднимали на крутой берег по рельсовой ветке с помощью тракторов. Особенно тяжело было выкатывать на берег круглый лес, прибывающий в плотах с юга края. Намокшие брёвна становились неподъёмными и, несмотря на круглогодичное использование труда заключённых Норильсклага, в навигацию 1936 года вмёрзшими в Енисей остались более 22000 кубометров леса.

В результате неудачи Пясинской транспортной операции основной перевалочной базой для грузов «Норильскстроя» стала Дудинка. Было принято решение о строительстве универсального порта на Енисее.209

3 ноября 1937 года Дудинский порт выделен в самостоятельную единицу в составе «Дудинской Товарной экспедиции Транспортного отделения».

К 1938 году на территории Дудинского порта появилась развитая сеть железнодорожных путей протяженностью 37 км. Флот, который имел порт, состоял в 1939 году из 6 катеров, буксирных пароходов и двух собственных барж. В этот же год Дудинский порт принял первое морское судно, был сооружен угольный причал. Пароходы, идущие по Северному морскому пути, получали более 40 тысяч тонн высококачественного норильского угля.

8 декабря 1944 года на основании распоряжения Совета народных комиссаров за №22447 организован Дудинский порт. Эта дата считается официальной датой рождения порта. В 1944 году грузооборот Дудинского порта составил 371,2 тысяч тонн груза.

vstre4aДлительное время завоз грузов в Дудинку по Северному Морскому пути ограничивался сроком арктической навигации, составляющем 4 месяца. Но в 1960 - 1976х годах с появлением атомных ледоколов ("Ленин" - 1956 г, "Арктика" -1975 г, "Сибирь" - 1978 г) сроки её удлинились. А с 1 мая 1978 года с появлением ледоколов с малой осадкой ("Капитан Сорокин", и "Капитан Николаев"), способных заходить в Енисей, арктическая линия Мурманск -Дудинка стала работать круглый год. Годы войны послужили толчком в развитии Дудинского порта. Стране нужен был металл, который мог дать Норильск.

18 мая 1982 года Дудинский порт получил статус морского.

В 1984 году, в год 40-летия, Дудинский порт впервые в своей истории переработал 6 млн.тонн груза.

Сегодня Дудинский морской порт – заполярный транспортный филиал компании «Норильский никель», он является уникальным по гидрологическим факторам - это единственный в мире порт, причалы которого ежегодно затапливаются во время весеннего половодья, поэтому ежегодно перед паводком происходит полная эвакуация портальных кранов на верхние отстойные пути и демонтаж всех инженерно-технических сооружений. Ледоход частично разрушает гидротехнические сооружения, железнодорожные и подкрановые пути порта. После ледохода и спада воды производятся восстановительные работы и спускаются краны по штатным местам на причалах. Порт Дудинка является основным и практически единственным (исключая аэропорт Алыкель) транспортным узлом, через который происходит доставка грузов на Таймыр, г.Норильск и вывоз готовой продукции горной компании для ее реализации.

Назад
-