Заместитель начальника управления «Шахтспецстроя» Владимир Петрович Механик
Владимир Петрович Механик прибыл в Норильск в октябре 1971 года по направлению треста «Шахтспецстроя» в должности заместителя начальника. Он принимал активное участие в строительстве рудной базы Норильского комбината на Талнахе.
В интервью корреспонденту НИА он рассказал: «Рудник «Октябрьский» строился 4 года: первая очередь начала возводиться в 1970 году, а в марте 1974 года уже состоялся пуск ее в эксплуатацию. Я приехал в октябре 1971 года и работал в шахтостроительной организации. Стройка была очень и очень напряженная. Не было времени на раскачку. Стояли задачи такие, что надо было проходить стволы вертикальные, с темпами 100 метров в месяц при существовавших тогда нормативных темпах 23 метра в месяц, то есть надо было практически в 5 раз превышать скорости проходки. Достигнутые к тому моменту были не 23 метра, а где-то 40-50 метров удавалось проходить, но 100 метров вообще не было. Надо сказать, что работали в очень сложных условиях, потому что стройка была под контролем самого верха. Открытые, богатые Талнахские руды тогда казались кладовой, которую надо было ставить на службу Родине, и чем быстрее, тем лучше».
К тому времени уже работал рудник «Маяк», была задействована первая очередь рудника «Комсомольский», в самом начале находилось строительство рудника «Октябрьский», в котором было 10 вертикальных стволов. По словам Механика, это было очень большие объемы как подземных горных, так и поверхностных работ.
«Я не буду вдаваться в детали, но, конечно же, при большой помощи всей страны, удалось все-таки задачу выполнить, и были проходки скоростные, которые достигали более 200 метров в месяц. Даже сегодня, с высоты прожитых лет, это кажется большой фантастикой.
На стволах «Октябрьского» в год мы проходили 1000 метров, средняя скорость была 90 метров в месяц, это очень высокий показатель скорости.
Мы за 4 года построили первую очередь «Октябрьского». Всякие были, конечно, изобретения, усовершенствования и разработки, направленные на то, чтобы ни минуты не терялось времени, энтузиазм был очень большой, материальная заинтересованность конечно была тоже, но по тем временам, если так сказать, шли мы на грани фола. Это было действительно так. 10 последних месяцев было наивысшее напряжение», - рассказал Владимир Механик.
Наряду со строительством стволов шло строительство всех сооружений рудника, а это очень большой комплекс. При строительстве «Октябрьского» применялись новые технологии, норильские ноу-хау. «Обычно, после того, как заканчивается проходка ствола, временные сооружения демонтируются, начинается строительство постоянного копра над стволом и т.д. Нами было внедрено новое техническое решение: копер, который раньше строился над стволом, теперь строился отдельно, рядом со стволом, метрах в 30-40, и к концу проходки ствола копер был готов. После этого копры надвигали лебедками по рельсам.
Потом эта практика, это ноу-хау, применялась в Норильске неоднократно для сокращения времени строительства. По этой технологии даже надвигали железобетонные копры. Это была серьезная инженерная работа», - рассказал Механик.
По его словам, подземные горные выработки тоже велись непросто, применялись скоростные методы проходки: «Был у нас бригадир проходчиков Кулеш, который был направлен к нам министерством из Казахстана. Он организовывал скоростную проходку, благодаря которой они прошли больше 1 км. Притом, что одним забоем проходят 150-200 метров.
По нормативам такой рудник, как Октябрьский, должен был строиться минимум 10 лет. Мы построили его за 4 года».